nach К содержанию!

XXII. Стержень для настоящего повествования

309. Как-то в далеких 1990-х судьба занесла в Париж, и там в одном из дешевых кафе по наводке знакомого мне довелось провести дискуссию с Андреем Дмитриевичем Шмеманом (период его жизни 1921-2008 годы).
Его семья (отец был белым офицером), спасаясь от большевиков, бежала в 1919 году в Ревель (ныне Таллин), а c 1929 года обосновалась во Франции, где Андрей Дмитриевич со временем стал видным деятелем российского зарубежья.
Его «регалии» вкратце таковы (на протяжении длительных сроков):

-Председатель Объединения российских кадетских корпусов во Франции

-Председатель Объединения кадет Корпуса-лицея императора Николая II

-Казначей Общества Друзей Военной Были

-Иподиакон (см. в энциклопедии), а также староста Парижского прихода Знамения Божией Матери, член Епархиального совета и казначей Западноевропейской архиепископии

-Кавалер французского ордена Почетного легиона и медали Пушкина (последнюю получил от России)

Чем меня поразил Андрей Дмитриевич? Колоссальной личной скромностью, простецкой одеждой, живым интересом к нашей жизни, глубокими знаниями. Но главное - непонятной даже для гражданина СССР, а теперь России, какой-то глубинной трепетной любовью к ней. Где-то даже трогательно-показной. Например, он упорно передвигался по Парижу на нашем стареньком Москвиче.
Вот слова Андрея Дмитриевича: «Не стали (его родители) получать французское гражданство не потому что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими. Верили в возвращение.» Эти слова он говорил не только мне, но неоднократно повторял и в дальнейшем (смотрите в интернете).
Верный этому фамильному кредо, почти до 84 лет Андрей Дмитриевич прожил за рубежом, имея только документ перемещенного лица.
Какое необычное для многих словосочетание - «не хотели стать нерусскими». Между прочим, прапрадед нашего героя был крещённым евреем, купцом 3-й гильдии, а дед - уже вполне обрусевшим, имевшим чин тайного советника и занимавшим посты члена Правительствующего Сената и Государственного совета Российской империи. Под словом «русский» здесь наверное надо понимать выходцев из (не только царской) России независимо от их исконной национальности - своей или каких-либо предков.
А сколько иных выходцев и как бы русских сейчас из кожи вон лезут, чтобы их за бугром, наконец, стали считать нерусскими. Для этого они и местный гимн с упоением споют, и выполнят любые поручения, в том числе сомнительные, и будут лебезить перед своими новыми благодетелями. Вообще как это называется? Наверное мы с читателем выйдем на одно и то же слово.
Своей жизнью А.Д.Шмеман показал, каким глубоким может быть чувство к лично незнакомому месту твоего происхождения - к прародине, родному краю, поселению (в его случае Петербургу).
Чувство это нашему герою, родившемуся и прожившему на чужбине, было привито его родителями (частично русской эмигрантской средой), равно как и блестящее, практически без акцента владение русским языком на таком уровне, который не снился и многим соотечественникам-аборигенам.
Не было ли подобное, может быть не так ярко выраженное, чувство стержнем, путеводной звездой, что как бы подталкивало, стимулировало меня при подготовке настоящего повествования? Судя по всему, да, было. Того и вам всем желаю.

Разочарую тех, кто думает, что достаточно только этого чувства-стержня, часто прямо не связанному с отношением к тому или иному политическому строю, тем или иным событиям. На самом деле данное чувство служит только основой. Основой практической ориентации и деятельности, для реализации которых надо совершить следующий важный шаг, к сути которого я пытался подвести в разделах «Иногда хочется обобщить» и «Еще одно важное обобщение».

Насколько могу судить по упомянутому разговору с А.Д.Шмеманон, многие из его среды и он сам были привержены, по крайней мере сначала, монархическим взглядам и традициям царских военных. Победу СССР над фашизмом немало из них восприняли с ликованием. И хотя он состоял в Народно-патриотическом союзе, который считался антисоветским, однако линия этой организации со временем менялась по мере изменения обстановки в Союзе, а затем в Росии. К тому же для Андрея Дмитриевича была важна православная составляющая. Кстати, его брат-близнец Александр Дмитриевич Шмеман был известным богословом, протопресвитером (то есть главой) Православной церкви в Америке. Это наверное тоже влияло.
С наступлением новых времен в СССР ряд потомков наших эмигрантов за рубежом, думаю, что и сам А. Д., стали проповедовать идею Великой единой и неделимой России. В этой связи, хотя недавнее изменение строя в СССР они, в общем, приветствовали, но распад великой страны восприняли мягко говоря нелюбезно (за что боролись-то с фашистской Германией?). Также как и Ельцинизм из-за его вульгарностей и капитуляции перед Западом. Судя по всему, А. Д. лишь в начале 2000-х годов стал испытывать более позитивные эмоции к происходившему в России.
310. Только в 2004 году в Каннах он получил российский паспорт с двуглавым орлом лично от В.В.Путина.
Думаю, что он пошел на этот шаг не без колебаний, и мне кажется, не без увещеваний со стороны режиссера Никиты Сергеевича Михалкова, с которым я пересекался на склонах Чегета, а отца которого созерцал гордо вышагивавшего с тростью в ресторане Центрального дома литераторов Москвы, и там его обслуживали с неподдельным пиететом.
Даже на этом фото видно двойственное отношение Андрея Дмитриевича к происходящему. При этом усилием воли он наверное отбросил то, чем был недоволен. Нельзя не учитывать и его вдохновение своим соучастием в становлении близкого ему кадетского сообщества в новой России. Может быть, повлияли также возрастные соображения и надежда на более лучшее для своей родины в будущем.
Так что Жерар Депардье был не первым французом, получившим российское гражданство от первого лица страны. Правда, в этих двух случаях неясно, нужно ли им было для пребывания во Франции получать французскую виду. Вряд ли.
Данный раздел разработан не с целью дать всестороннее описание взглядов А.Д.Шменана, не все из которых я наверное разделил бы, а чтобы показать, как приверженность к месту происхождения может вести человека по жизни.
Другой эмигрант, но уже из СССР, - упомянутый в пункте 242 известный музыкант Рудольф Борисович Баршай, переехавший в 1977 году в Израиль, затем обосновавшийся до конца своей жизни в том месте Швейцарии, которое по ландшафту до слез напоминало ему его родную станицу Лабинскую, из которой его семья выехала, когда ему было пять лет. Нынешний город Лабинск находится недалеко от Армавира. То есть и здесь мы видим проявление того же чувства места происхождения, но конечно в своем собственном формате, поскольку в случае с Баршаем примешалась кажется обида на слишком плотное кураторство со стороны тогдашних властей по поводу его многочисленных зарубежных поездок.
Имейте также в виду, что все это пишет не кто-нибудь, а внук по отцовской линии того, кого формально можно считать белоэмигрантом. Формально потому, что дед в Гражданскую войну выехал из страны, вроде бы поддавшись слухам о предстоящих зверствах наступавшей на Ставрополь Красной Армии, хотя сам был всего лишь местным земским чиновником. Драматизм состояния деда во многом вызывался и тем, что его старший сын (это был мой дядя) ранее бежал из дома чтобы примкнуть к красным и во время описываемых событий активно воевал на их стороне. Дед надеялся в будущем или вывезти свою семью, или вернуться к ней, когда наступят иные условия. И действительно, в дальнейшем, уже после окончания войны в 1945 году он связался со своей женой и детьми в Армавире с целью оформить возвращение из Югославии. Но очевидно помешала наступившая затем дикая вражда между Сталиным и Тито, и дед остался на чужбине, где закончил свою жизнь в 1948 году среди болезней и отчаяния.
К этому надо прибавить, что еще один родственник (конкретно - зять моего деда), был в числе руководителей отрядов красных, выбивавших белых из Армавира. Он же потом стал и упомянутым в пункте 5 начальником милиции Армавира. Это действительно был железный революционер, не на жизнь, а на смерть сражался сначала с белыми, а потом с бесчисленными уголовниками, а также в Средней Азии с басмачами и баями. Существование на грани заставляло почти до глубокой старости ложиться спать, кладя под подушку пистолет с планкой на рукоятке, где было выгравировано: «За беспощадную борьбу с контрреволюцией. К.Е.Ворошилов». В целом же строго следовал закону, в отличие от многих современных блюстителей.
Но годы берут свое. Позднесоветское время действовало расслабляюще. Молодые армавирские подонки - еще один подвид лисья - представившись поисковиками героев, похитили его награды, включая пистолет. Кажется (вот память, точно не помню), банду накрыли, похищенное вернули. Для подобных подонков подходит приказ-лозунг времен гражданской войны в Испании: ¡A pared! (К стенке!). С другой стороны, может быть иные из них, чудом дожив до седин, теперь раскаиваются, замаливают свои грехи. Сейчас их вроде уже и не стоит poner a pared (ставить к стенке). А во время совершения такого преступления скорее всего стоило.
Добавлю, что этот наш родственник ветеран-революционер был с почестями похоронен в Армавире.
А еще в порядке личного опыта надо добавить, что одни мои двоюродные родственники всем своим гамбузом в количестве семи душ выехали недавно на постоянное проживание в Канаде. Не знаю, не было бы им лучше, если бы они приложили здесь такое же усердие, какое им пришлось приложить при эмиграции, в том числе с учетом невзгод длительного периода безработицы некоторых из них и банкротств тамошних нанимавших их фирм.
Многие эмигранты ни за что не признаются, что они ошиблись, убежав из своей страны, или, если хотите сказать по-другому, просто покинув её.
Гражданская война действительно была гражданской, между своими, часто ближайшими родственниками, разошедшимися на почве идеологии. Различие идеологий налицо и сейчас. Может быть лучше добиваться своих целей в рамках не горячей, а холодной гражданской войны?
И еще важный вопрос: как вы относитесь к тезису, что сейчас у власти в нашей стране сторонники больше белой идеи, нежели чем красной? Если этот тезис верен, то становится вполне ясно, кто на сегодня победил в гражданской войне и чем являются на самом деле якобы отсутствующие у нас национальная идея и государственная идеология.
А если ты такой белый, то зачем плодишь лисьё, тупо раболепствуешь перед нефтяными ценами зарубежных агентств, заставляешь всех нас учить котировки рубля к доллару как новый Отче наш и повторять их в пять раз чаще чем процедуры ежедневного намаза?
Все же совремённый беляк не потянет на прежний стандарт, который требует «единой и неделимой», а не урезанной, как сейчас, страны. Мысль такого беляка проста как простыня: государство отовсюду уходит, но делает все чтобы туда пришел частный бизнес. В результате имеем динамику ВВП России, показанную во вставке Голосуйте за армавирские темпы прироста! (после пункта 273).
Завершая этот раздел, следует привести еще одно высказывание Н.М.Карамзина из далекого 1789 года: «Для того чтобы узнать всю привязанность нашу к отечеству, надобно из него выехать; чтобы узнать всю любовь нашу к друзьям, надобно с ними расстаться.»
Х Х Х Х
В самом начале настоящего изложения высказано первоначальное намерение: « …по случаю 70- и 71-летия Победы, а также для информации и развлечения …». Намерение воплотилось и в разделе «XI. Предварительное заключение».
То есть сначала не было задачи выдавать какие-то нравоучения. Их проблески поневоле возникали в разных частях текста по мере его совершенствования. Со временем пришло понимание того, что же мной двигало, и поэтому появился настощий раздел.
А вот теперь, накануне нового 2017 года, неожиданно возникла и формулировка мечты, которая подспудно все время зрела: чтобы Армавир стал образцом для подражания. Дело это и всех горожан, а также жителей окружающей местности, дело это и властей. Задача конечно трудная, когда балом часто правит форменное лисьё, но нужно, нужно.
И позвольте спросить, стали ли сражаться наши воины в ВОВ, если бы знали, что в стране воцарится такой порядок вещей?
Предыдущая глава Наверх