III. А вот что следует еще из одного недавнего звонка
на радиостанцию: что хотели достичь те, кто приказал хило и как-то трусливо
драпировать фасад Мавзолея на Красной площади Москвы по случаям парадов 9-го
мая и других массовых мероприятий? Не пора ли кое-кого отправить на лечение?
Из всего этого, наконец, возникает формулировка:
граждане-судьи, найдите в себе смелость заместить себя теми, кто
действительно выведет страну из тупика на дорогу развития! Чего Вы ждете?
Заграницы?
Примечание.
Опять же, согласно более позднему
пояснению упомянутого Александра Пана, появилось сомнение в отношении того,
что приведенное фото относится к Армавиру и к январю 1943 года.
Вызвано сомнение тем, что согласно Приказу Народного Комиссара Обороны СССР
от 15 января 1943 года № 25, «всему составу Красной Армии» предписывалось
«перейти на новые знаки различия - погоны в период с 1 по 15 февраля 1943
года.»
Здесь возможны варианты: или видны не погоны, или погоны в
отдельных случаях могли вводиться ранее указанного срока (тогда «атрибуция»
приведенного фото по месту и времени верна), или фото не относится к
освобождению Армавира, тем более что по воспоминанию моей мамы немцы сами
оставили Армавир (что подвердил и Александр Пан), и перед входом советских
войск власти в нем не было. Правда, пробежка показанных на фото бойцов могла
происходить и в этом последнем случае.
Даже если справедлив вариант,
что фото не относится к Армавиру, все равно по своему духу оно и приведенный
текст к нему вполне уместны.
73. Воспрявшие в послевоенный период армавирцы проводят
свою заслуженную демонстрацию, очевидно 7 ноября 1949 года.
Справа на фото, сделанного по прошествии 6 лет+10 месяцев и
4 лет+6 месяцев соответственно после оккупации и Дня Победы в ВОВ, - остатки
строений на месте того, что впоследствии станет вторым углом Центрального
сквера.
Далее справа налево направо следуют:
-Угол первой очереди здания, первый этаж которого позднее
займет универмаг Московский (нынешний адрес улица С.М.Кирова 56 - см. пункт
65);
-В значительной мере, по крайней мере внешне, сохранившийся
бывший 2-х этажный дом одного из Бароновых;
-Более драматично выглядящие руины бывшего дома наследников
Н.Д.Шахъ-Назарова.
Последние два дома позднее снесут, чтобы дать место второй
очереди указанного выше здания с универмагом.
74. Если сместить объектив фотоаппарата чуть левее вида на
фото в пункте 73, то уже позднее во времени и без демонстрантов можно было
выйти на такую перспективу,:
2-х этажный светлоокрашенный дом - бывшее владение
Бароновых еще на месте.
Левее, на стадии строительства - первая очередь массивного
здания, первый этаж которого позднее займет универмаг Московский (нынешний
адрес улица С.М.Кирова 56 - см. пункт 65).
Еще левее - дом на противоположной стороне улицы Мира.
75. В развитие предыдущих трех пунктов и в дополнение к
пункту 23 здесь показан эпизод массового участия армавирцев в расчистке
территории как раз в районе вблизи от места, где ранее был наш Дом1.
Не очень похоже на труд по принуждению или под дулами
ружей…
Скорее наоборот, заметен энтузиазм.
Что подобное этому можно предъявить в текущее время?
76. 1942 год, во время оккупации города.
Угловое здание по довоенному адресу предположительно улица
В.И.Ленина 117/улица С.М.Кирова 68 - бывший дом с шатром Е.К.Саркисова (см.
также пункты 61, 68 и 69).
Виден возможно еще дореволюционный электрический столб.
Ныне здесь второй угол Центрального сквера.
На фото преобладают солдаты оккупационной армии.
77. Вид на улицу В.И.Ленина с площади им В.И.Ленина,
возможно снимок 1969 года.
Слева дом по улице В.И.Ленина 86/улице С.М.Кирова 56. За
этим домом - Армавирский театр драмы и комедии (улица В.И.Ленина 84).
Справа Центральный сквер. Вдали справа здание бывшего Дома
пионеров, а справа от него первый угол Центрального сквера, где был наш
Дом1. Далее правее - второй угол, а еще правее - колоннада в начале
бульвара, проходящего посередине улицы С.М.Кирова.
Окраска зданий здесь совсем не та, что сейчас.
Примечание. С воспоминаниями об окраске домов у меня,
возможно, не все точно.
Теперь не исключаю, что в 1941 году Дом пионеров был
окрашен в желтый свет. Надо это уточнить, для исторической правды.
Вообще это место по обеим сторонам улицы, между первым и
вторым углами Центрального сквера, в 1950-х-1960-х годах в среде посвященных
именовалось Бродвеем или просто Бродом. По нему, как и по улице С.М.Кирова у
домов 45-51, вплоть до Горсада, наблюдались массовые шествия вечерами. Этой
традиции ныне нет, наверное к сожалению.
78. Слева современный розово-белый 5-6-этажный дом по
улице В.И.Ленина 86/улице С.М.Кирова 56.
Этот дом выходит на центральную площадь города - площадь
им. В.И.Ленина, дом стоит на месте 2-х-этажного дореволюционного дома
наследников Н.Д.Шахъ-Назарова и примыкавших к нему слева домов (см. 60 и
65).
Справа второй озелененный угол Центрального сквера, где до
революции стоял дом с шатром Е.К.Саркисова.
Впереди площадь им. В.И.Ленина.
79. На площади им. В.И.Ленина, правее дома 86 по улице
В.И.Ленина/улице С.М.Кирова 56 - закрытый деревьями второй угол Центрального
сквера.
Правее второго угла Центрального сквера - красочно
оформленное начало бульвара посередине главной улицы Армавира - С.М.Кирова
(до революции Николаевскаго проспекта, к северу от железной дороги). Есть ли
еще где в мире улица шире, чем данная часть улицы С.М.Кирова?
В противоположной части площади им. В.И.Ленина стоит
памятник В.И.Ленину (ранее был в центре площади - см. пункт 65).
80. Ваш покорный слуга (для масштаба) на площади
В.И.Ленина на том же фоне, что и в пункте 79.
Фото мая 2017 года.
81. Не обойтись без цветущих деревьев на западной стороне
площади В.И.Ленина.
Фото мая 2017 года
82. Площадь В.И.Ленина во время вечернего празднества.
Далее за толпой - бульвар посередине широченной улицы
С.М.Кирова, здесь равной по ширине площади им. В.И.Ленина.
83. Памятник В.И.Ленину в разных ракурсах, на площади им.
В.И.Ленина.
Фото мая 2015 и 2016 годов.
Памятник работы скульптора Василия Васильевича Козлова
открыт в 1926 году.
Во время оккупации он был спрятан партизанами. Позднее
передвинут с середины площади на ее окраину (и то и другое место имеет свои
преимущества).
В 1964 году в его основание вмонтировали послание потомкам,
которое торжественно вскрыли в 2014 году и вмонтировали новое послание для
жителей уже 2064 года.
84. Снимок недалеко от площади им. В.И.Ленина, в 400
метрах от Дома1 - гостиница Северная - бывшая собственность купцов
Тарасовых, возведена в 1908-1910 годах.
Это на пересечении ул. Мира 47 (до революции Привокзальной,
после революции III Интернационала) и Карла Маркса 55 (до революции
Атамановской).
В этой гостинице я обычно останавливаюсь, чтобы не
беспокоить знакомых и родственников.
Лифта нет. Пешком поднимаешься на третий этаж (лифта нет),
который находится на высоте 5-го или 6-го этажа современных типовых зданий.
Дореволюционный стандарт высоких потолков ныне вкушают немногие. Простая
мысль - измерять жилплощадь не квадратурой, а кубатурой - продлит жизнь.
Полная тишина, так как окно с обшарпанным подоконником
выходит во двор. Не видно ни клопов, ни тараканов.
Утром на двери соседнего номера видишь табличку с надписью
«Кожный доктор». Это умиляет. Для полноты картины в конце второго слова надо
было бы поставить твердый знакъ.
(В мае 2016 года при той же фамиии надпись была уже иной:
«Косметолог». А зря).
Что еще надо путешественнику, который стремится
проникнуться стариной?
Слева от гостиницы, через ул. К.Маркса - дом маршала
Г.К.Жукова (построен по его инициативе для военнослужащих).
85. Нынешняя гостиница Северная ночью. Неплохо смотрится.
86. Снимок 1930-х годов той же гостиницы Северная.
87. Гостинница Сѣверная на снимке 1912-1913 гг., тот же
дом братьев Тарасовых.
На первом этаже гостинницы тогда была контора Отдѣленiя
Международной компании жатвенныхъ машинъ в Америке, а в полуподвале -
«Тушинскiй» погребъ И.Д.Джихоидзе с европейской и туземной кухней с
«образцово-внимательной прислугой» - тогда продвинутый центр гурманизма.
Направо - Привокзальная улица, ныне улица Мира.
Налево - бывшая улица Атамановская, ныне Карла Маркса.
Далее по этой улице, на фото левее центра, в 2-х этажном
доме с куполом был кинематографъ Казино-де-Пари (хорошее название), адрес
современного дома на этом месте улица В.И.Ленина 99/улица К.Маркса 49.
88. На этом фото слева указанный выше кинематографъ
Казино-де-Пари.
Далее по улице Почтовой через несколько низких строений
слева виден наш 2-х этажный Дом1 с двумя слившимися в одну трубами на крыше.
Далее следует дом Шахъ-Назарова с аналогичными трубами. А в конце улицы -
Николаевская часовня.
89. Снимок 1943 года разрушенной гостиницы Северная.
Здесь надо повторить, что некоторые дома были разрушены не
бомбежками, а подорваны немцами при их отступлении - да так, что от жара по
улице нельзя было передвигаться.
Именно в этом месте бежали слева направо в атаке
красноармейцы 23 января 1943 года, показанные на снимке в пункте 72.
Вам это ясно, в частности, некоторые паны киевляне и
галичане и им подобные?
90. Железнодорожный вокзал Армавир-1 напротив гостиницы
Северная, через улицу Мира.
С этим вокзалом масса воспоминаний, особенно как пришлось
как-то кимарить на втором этаже пристройки слева, но не буду их все
приводить.
91. Отмечу только, что на втором этаже был классный
ресторан в ампирском сталинском стиле. А весь вокзал, как отмечал Сергей
Александрович Эчмелян, был построен по указанию И.В., и поэтому не
скупились, в том числе и на известных специалистов. Посмотрите хотя бы на
оформление потолка:
Непередаваемы подававшиеся в том ресторане борщи (нечто
подобное, но конечно, дубликат невозможен, в мае 2016 и 2017 годов подавали
в Лобби-Баре, что в гостинице Армавир). Ныне вокзальный ресторан закрыт,
вокзал выглядит запустевшим. Требует реанимации, это того стоит.
И между прочим, везде нужен стандарт. Для чего надо
разработать стандарт армавирского борща в отличие от борща украинского, или
просто борща, например.
А по воспоминаниям моей тетушки, довоенный Армавир был
примечателен также по части клубники со сливками и выпечки.
Вообще хорошо бы рассмотреть бы и вопрос о том, чтобы все
армавирские точки общепита взяли лучшее из прошлого города. Сделайте,
наконец, его самым передовым и известным в данной области! К кому обратить
этот призыв?
92. Для передачи духа конца 1930-х годов и того, что имело
место на железнодорожном транспорте, дадим картинку джазовой ипровизации в
музыкальном (а также кино-) вагоне фирменного поезда Москва-Тбилиси.
Поезд проходил через Армавир. Пассажиры вроде упитанные и
раскрепощенные. И чей же это портрет на стене вагона?
Можно ли увидеть подобное сейчас? Риторический вопрос.
Помню и снимок из местной городской газеты тоже конца
1930-х годов Сводного джаза города Армавира. Представьте себе свыше 40
музыкантов в белом, модном. Богато представлены все разряды (иногда по 5-6
штук) профильных инструментов, от туб, тромбонов, саксофонов до скрипок.
Так что не всегда товарищ Сталин сплошняком гнобил
советский народ, как это считают некоторые.
В данном тексте И.В.Сталин упомянут несколько раз по разным
поводам. Упомяну его и здесь. Ведь это благодаря его действиям появился не
кто иной как я, а затем и Армавир в моей судьбе:
-При коллективизации был репрессирован отец моей мамы,
которая из-за этого попала в Ленинград, избежав участи, как она потом
говорила, тягловой силы на глухом крестьянском хуторе.
-В Ленинграде она была повторно репрессирована как утаившая
свое происхождение при поступлении в институт, куда была принята, сначала не
говоря ни слова по-русски, так как была белорусской.
-Через некоторое время она возникла в приемной другого
ВУЗа, уже московского, держа в руках (буквально) статью И.В.Сталина, где он
писал, что дети за родителей не отвечают, и была принята в этот ВУЗ.
-Там-то она и познакомилась с моим будущим папой, к родным
которого в Армавире мы потом и попали.
-По окончании ВУЗа родители были направлены как
представители советской власти в только что присоединенную Бессарабию, хотя
и у папы тоже не все было гладко по официальной линии, так как его отец (то
есть мой дед) был эмигрантом, уехавшим из страны в 1920 году. То есть
действовала-таки указанная статья И.В.Сталина.
И опять же для объективности надо привести свидетельство
моей мамы, что перед войной не все в том же Армавире (и в СССР вообще)
питались вольготно. Наоборот, скудным пропитание было по крайней мере у
некоторых слоев населения. И вот что пишет моя мама в своих воспоминаниях:
«В Армавире была (в 1940 году)
очень трудная жизнь, особенно страдали с приобретением хлеба. Очередь за
хлебом занимали с вечера, ночью поочередно стерегли очередь, а на руки
отпускали 2 кг.». Бабушка, приехавшая к моим родителям в Бессарабию,
«была в шоке, а еще когда сходила на рынок,
не могла поверить, что может быть такое обилие и такие мизерные цены,
говорила: «мы здесь обжираемся, а там, в Армавире, дочери голодают.».
Но как соотнести предыдущее заявление с последующим
впечатлением мамы о посещении близкого к Армавиру Ставрополя вскоре, осенью
1941 года?: «Ставрополь
мне показался райским уголком, там не было приезжей толпы, город тихий,
утопающий в зелени. Что касается обилия фруктов, да и остальных продуктов на
рынке, я такого в других местах, пожалуй, не встречала.».
Получается, что с обеспечением питания в Армавире в 1940
году было плохо, а недалеко от тех мест, в 1941 году, причем уже после
начала войны, почти рай. Верь-не-верь. Убедительная картина пока не
вырисовывается.
Стопку дегтя в бочку меда влила тогдашная ближайшая соседка
по пребыванию в Бессарабии: «зачем
вы приехали, не сегодня-завтра начнется война.»
И наконец, еще один штрих в защиту сталинизма, что конечно
опять не понравится его ненавистникам. Ведь именно тогда воцарился режим
бесприкословности в выплате зарплат в установленные сроки. Достаточно
привести один из многочисленных примеров. Представьте забытый пункт в
Восточном Казахстане, где глинобитные строения почти не видны были над
землей и главной культурой было овцеводство. Точно в день аванса, но без
всякой надежды на успех, справляемся о нем в абсолютно убогом местном
отделении почты. И о ужас для современного россиянина, получаем требуемую
сумму, отправленную четко, под страхом неминуемого наказания, из далекой
штаб-квартиры головного офиса нашей организации отвечающими за это лицами.
Вечером - за копейки шашлык, равного которому никто из современников не
может иметь даже во сне.
III. Каково жить под бомбами
Вот «прелести» конкретных бомбардировок, из первых рук:
-Тонкий пронизывающий вой сирен, стартующих минут за 10 до
налета,
-Завывание пикирующих бомбардировщиков,
-Нарастающий вой падающих бомб,
-Тявкание зениток (как будто тянут внутренности),
-Дробь выстрелов зенитных пулеметов, вытрясающая душу,
-Апофеоз всего - содрогание от взрывов бомб, в результате
чего в комнате, например, дребезжат и вылетают стекла в окнах, осыпается
штукатурка, так что все сидят белые.
-Ночью добавляются световые эффекты, в том числе от
взрывов, прожекторов, ракет, трассирующих боеприпасов.
-Особо запомнилось состояние ада во время случившегося у
меня в это время приступа дизентерии.
-Иногда - учащающиеся в такие моменты попытки ограбления
квартир.
Да, совсем забыл роль собак, вернее, какофония их лая,
начало которой обычно опережало минут на 5 включение сирен. До чего животные
реактивны. Даже один петух, уже позднее в другом доме, при налетах начинал
кудахтать во все горло.
Что лично не помню, так это еще одну «прелесть», отраженную
в воспоминаниях других очевидцев, - марево, за которым не видно солнца, и
невыносимая гарь от пожаров, из-за пекла от которых на некоторые улицы
нельзя было войти.
Счастливые мгновения после бомбежек
К ним, по
воспоминаниям моей мамы, можно отнести многочисленные курьезы, например:
«Однажды заночевали у знакомых в их домике - вместе не так страшно. По
традиции залегли на полу, но не успели уснуть как начался ночной налет.
Бомба упала неподалеку с необыкновенным грохотом. Через нас пролетело что-то
большое, круглое, и через дверь пролетело в кухню. Мы натянули на себя
одеяла и замерли в ожидании взрыва. Ждем-ждем, а взрыва нет, а подняться
боимся, тем более - убежать. Так до утра и пролежали, ни живые, ни мертвые.
Дети, видно, уснули. Стало рассветать, а взрыва нет, надо подниматься. С
опаской пошли на кухню и видим: на полу лежит большой глобус. Оказывается,
он стоял в углу на тумбочке, при разрыве бомбы вышибло стекло, и волной
глобус вынесло через нас на кухню. Утром, когда шли домой, увидели, что
невдалеке бомба разнесла до основания небольшой домик неподалеку.»
«В другой раз был дневной налет, и бомба попала в один домик, хозяйки
которого в это время не было. А в доме спал ребенок в кроватке. Оказалось:
дом разрушен, а кроватку с ребенком якобы кто перенес в сад. Ребенок не
пострадал, ни одной царапины. Как такое могло произойти? Видно, от бога.
Кроватка так и была оставлена в саду, и со всего города люди приходили и
смотрели своими глазами, не верили, даже видя, в эту картину.»
«К нам в один из вечеров приходит моя подруга
для совместного ночлега. Легли спать, и вдруг налет. Мы конечно в полном
страхе, дрожим. Вдруг раздается сильный грохот, весь дом содрогнулся. Мы
залезли под кровать - тоже убежище. Смолкло все, но выходить боимся. Утром
стали искать, что произошло. Оказывается, в прихожей с потолка упал круг
лепнины, очень массивный. К счастью, под ним никого не было, иначе бы
расшибло.».
В целом бомбежки Армавира продолжались больше 20 месяцев.
Происходили они ежедневно почти без перерывов, с июля 1941 г. до наверное не
позднее чем март 1943 г., с учетом, что бомбили и наши во время немецкой
оккупации, но последние - по военным объектам, в отличие от фашистов,
которые, казалось, задались целью максимально истребить жилой, причем в
основном этажный фонд вместе с обитателями. Это подтверждается и тем, что
они при отступлении минировали многие обычные жилые дома.
Горькая правда и сомнение по происхождению бомбежек
Выше приведенный абзац я написал сначала. Но вот в воспоминаниях мамы 6 июня
2016 года прочитал следующее: «При
немцах очень донимали ночные бомбежки. Бомбили наши летчицы. На
«кукурузниках» (самолетах) делали налеты. Над городом выключали моторы, и
бомбы сыпали, как попало. Пролетят, сбросят, и до свиданья. От этих бомбежек
страдали только мирные жители. У нас во дворе была коллективная собачонка,
дворняжка, так вот она оповещала – служила сиреной. Она, видно, по-собачьи
слышала летящие (беззвучно) самолеты. Что было сил, царапалась в дверь, это
значило: сейчас начнется бомбежка. Во дворе была выкопана яма, чем-то
прикрыта, после оповещения все бежали в эту яму и пережидали бомбежку. Надо
сказать, ленивая я была бежать, мы с Валей залезали часто при этом под
кровать. Туда же всегда забивалась и собачонка. Как она, бедняжка,
прижималась и дрожала мелкой дрожью! За такую службу ее кормили до самой
смерти, и даже потом, уже без меня, содержали ее сына за заслуги матери.».
Далее она добавляет «Период
оккупации с лета 1942 года по январь 1943 года - это можно было сравнить
только с адом, если он есть. Никакого снабжения, страх за свою жизнь и
изнуряющие систематические бомбежки по ночам. Я думаю, потеряли человеческий
облик, не было бани. У меня пальто сзади было похоже на кожу. При бомбежке
подбегаешь к яме, садишься на заднее место и съезжаешь по грязи в яму.»
Из данных записей непонятно, какой из наших домов при этом имеется в виду -
Дом3 или Дом4 (см. далее). Упомянутую яму (то есть землянку) помню весьма
смутно, как какое-то темное узкое место, куда мы приходили с подушкой.
Скорее всего это относится к периоду жизни в Доме3, так как помнится, что в
период жизни в Доме4 мы или оставались дома, в том числе под кроватями, или
бежали в подвал.
А вот мнение о наших летчицах и их систематических
бомбежках мирных людей меня расстроило. Но из песни слов не выкинешь, и
скрепя сердце приходится их приводить.
Однако мне не помнятся
бомбежки именно при немцах, то есть бомбежки нашими. Наоборот, больше помню
бомбежки немцами до оккупации и после их изгнания из Армавира.
Может,
дело было так. Наши действительно бомбили Армавир, а при взрыве любой бомбы
земля дрожит на большом расстоянии, плюс воздействие интенсивной шумовой
волны. При этом усугубляется травма от предшествующих эпизодов. Так что
налеты наших, даже если они не наносили непосредственного вреда, тоже далеко
не подарок. Например, у меня лично тогда часто появлялась непроизвольная
дрожь даже при отдаленных взрывах и любых авианалетах. Травма в Доме1 долго
давала о себе знать. Мама написала: «Когда
объявляли тревогу, Валя бежал, куда попало - он был очень напуган 25 октября
(1941 года).».
Конечно, могли быть и
ошибочные бомбометания, когда могло доставаться мирным жителям. Но чтобы
подумать о целенаправленных действиях наших войск против мирного населения,
как в случае с фашистской стороной, - это за пределами моего понимания.
Так что в данном вопросе моя мама могла поддаться неоправданным эмоциям и
слухам, которые в те времена играли колоссальную роль. Да и просто она могла
подзабыть, будучи уже в преклонном возрасте при написании своих
воспоминаний. К тому же, в отличие от меня, моя мама не страдала
буквоедчеством в отношении дат и привязки к номерам домов.
Причем в
отношении упомянутой собаки-матери тоже что-то не сходится. Какого-то ее
сына я совсем не помню. Зато саму единственную дворовую собаку по кличке
Додка в Доме4 помню прекрасно. В этом отношении на память ребенка можно
положиться, поскольку мы были с ней неразлучными друзьями много лет, в том
числе и после войны. Между прочим эта собака крайне не любила людей в очках,
поскольку однажды один немецкий вояка, бывший в очках, когда она на него
залаяла, выпустил по ней очередь из автомата, но промахнулся.
Pitifully, on becoming very old she went mad.
Может быть, что-то было
в Доме3, но подобного не помню.
В любом случае надо досконально
установить все факты по бомбардировкам (кто, куда, когда), не правда ли? При
этом надо ответить на вопрос, когда морально обрушиваться на здания, в
которых находятся мирные люди, но где укрываются и враги.
Центр города после освобождения представлял собой останки
почти 1500 зданий и горы мусора с трупами в ряде домов.
Следующая глава Предыдущая глава Наверх